Типичное моторное масло состоит из 80-90% базового масла и 20-10% присадок. Таким образом, отчетливо видно, что масляные основы, смешанные друг с другом в правильных пропорциях, определяют свойства и качество каждого автомобильного масла. Проблема в том, что знания водителей об этих основах относительно невелики, и поэтому им сложно принимать полностью осознанные решения о выборе конкретного масла. А что каждый из нас обязательно должен знать о базовых маслах?
Классическая минеральная база автомобильных масел. Что это такое, как оно производится и в каких маслах используется?
Минеральные масла известны миру примерно с 1880 года. По сей день производится два вида минеральной основы, хотя фактически используется только один. Вот эти типы:
• База из группы I — самая простая, дешевая в использовании и в настоящее время практически отсутствует на рынке в виде собственного. Минеральные масла, произведенные на этой минеральной основе, могут использоваться только в самых архаичных двигателях внутреннего сгорания и даже в ограниченной степени;
• Основание группы II — более совершенная форма минеральной основы, образующейся в процессе гидрокрекинга. Эта основа обеспечивает большие возможности использования масла и значительно (по сравнению с базой из группы I) продлевает срок службы самого масла.
Классические минеральные масла обычно состоят из основы, которая представляет собой смесь двух оснований, описанных выше. Пропорции основ из I и II группы разные и, как несложно догадаться, определяют качество масла и срок его службы. Чем лучше минеральное масло, тем больше доля основания группы II в его общей минеральной базе. Такое масло, как Liqui Moty Leichtlauf MoS2 15W40, обычно используется в автомобильной классике.
База гидрокрекинга (УВ) для моторных масел. Это все еще минеральное или синтетическое масло?
В классификации базовых масел, используемых при производстве моторных масел, группа III состоит из гидросинетических основ. Масла, произведенные на основе III группы, довольно часто производители называют маслами, произведенными по синтетической технологии, или снабжены такими аннотациями, как:
• Синтетическая технология:
• Синтез углеводородов:
• HC-синтез.
Однако использование термина «синтетические» не означает, что мы имеем дело с маслами на синтетической основе. Базы группы III — это базы, которые все еще изготавливаются из сырой нефти, но уже с использованием самых современных технологий, известных сегодня. Что их характеризует? Прежде всего, молекулярная структура и физико-химические свойства аналогичны синтетическим основам. Масла, изготовленные с большой долей оснований группы III, характеризуются хорошим качеством, устойчивостью к окислению и очень хорошими смазочными свойствами. Однако де-факто их следует называть минеральными или — если значимой частью их основы являются синтетические основы — полусинтетическими маслами. Однако их однозначно нельзя считать синтетическими маслами.
Полностью синтетическое базовое масло для производства смазочных материалов высшего качества. Что ее отличает?
Основы синтетических масел создаются в результате сложных химических реакций (химический синтез углеводородов), и их получают не из сырой нефти, а из природного газа. Согласно вышеупомянутой классификации синтетические базовые масла делятся на две группы:
• группа IV — синтетические основы из группы IV являются основания PAO (сокращение от Poly-Alpha-Olefin), реже POE и PAG. Полиальфаолефины — это синтетические основы превосходного качества, полностью насыщенные и (по крайней мере теоретически) не содержащие серы;
• группа V — синтетическая основа, состоящая в основном из сложных эфиров и всего, что не может быть отнесено ни к одной из остальных 4 групп. Сложные эфиры выдерживают даже самые высокие температуры, но их никогда не используют в одиночку.
Полностью синтетические моторные масла производятся на основе смеси баз IV и V групп. Это связано с тем, что сами по себе сложные эфиры, обеспечивая высокую стабильность при низких и высоких температурах, не могут сочетаться с присадками, необходимыми для производства масел. Их смешивание с основами PAO позволяет получить идеальную основу и, безусловно, самую совершенную, которую до сих пор удалось создать нефтеперерабатывающей и химической промышленности.
Масла, произведенные с использованием большинства синтетических масел, таких как моторное масло Motul 8100 X-max 0W40, безусловно, недешевы по сравнению с минеральными или полусинтетическими маслами, но их цена не возникает на пустом месте. Производство базовых масел IV и V групп очень дорогое, но придает маслу свойства, недоступные для конкурентов.