Замена моторного масла - наиболее распространенная операция по обслуживанию. Как позаботиться о системе смазки, чтобы двигатель не выходил из строя на дороге и долгое время работал безупречно? Пренебрежение заменой масла в двигателе приводит к его быстрому износу. Локальные потертости и перепады температур, нагар - часто это необратимые изменения. Допускается смешивание масел. Также разные марки и типы.
Основная задача масла - смазывать взаимодействующие детали. Критические места для смазки - подшипники коленчатого и распредвалов, масляная пленка на стенках цилиндров, турбокомпрессор. Так же, масло охлаждает и взаимодействующие элементы. Другие функции масла включают в себя защиту внутренних компонентов двигателя от коррозии, вымывание отложений и мелких примесей. В системах с гидравлическим управлением клапанами работают «стаканы» толкателей. В современных двигателях масло используется в качестве привода системы изменения фаз газораспределения. Качество масла значительно улучшилось за последние годы, но количество сложных задач делает замену масла одной из важнейших задач технического обслуживания, стоящих перед владельцем. Как часто это делать, какое масло выбрать и кому доверить замену? Мы ответим на все ваши вопросы.
Когда менять масло?
Ответ кажется самым простым: согласно рекомендациям производителя. Увеличивая межсервисные интервалы (например, 2 года или 30 000 км), производители не сильно рискуют - двигатель рассчитан на 2–3 года или 100 000 км. км
Например, Toyota на многих моделях требует сервисных визитов каждые 15 тысяч. км. Так когда нужно менять масло?
Не позже, чем заявлено производителем. У менее требовательных автомобилей с бензиновым двигателем и при движении в благоприятных условиях (не очень частые запуски, плавное вождение) он может составлять 20000км.
В случае более сложной эксплуатации пробег сокращается до 15000км. Если водитель часто использует максимальную мощность, проезжает короткие расстояния, по пыльной дороге замен не должна превышать 10000 км. В двигателях, работающих на сжиженном нефтяном газе, пробег должен быть уменьшен еще на 25 процентов. В газе может быть больше серы, чем в бензине или дизельном топливе, и моторное масло расходуется быстрее. Многие производители используют датчики, которые показывают пробег, время замены и качество масла. В более простых конструкциях одометр просто измеряет время и пробег, поэтому будут применяться предыдущие указания.
Какое масло выбрать?
Подбор масла начинаем с инструкции по эксплуатации. Там вы найдете требуемый специальный стандарт. Однако это не означает, что вы можете покупать масло только на авторизованном сервисном центре. Производители предоставляют сторонним компаниям свои требования, и каждый может адаптировать под них свою продукцию. В инструкции вы также найдете класс вязкости и качества. Нет инструкций? Большинство производителей масел публикуют на своих сайтах поисковые системы, позволяющие выбрать продукты, соответствующие требованиям вашего авто. Вы также найдете количество масла в инструкции и в поисковике.
В настоящее время не существует различия между дизельными и бензиновыми маслами - конечно, они подпадают под действие отдельных стандартов, но большинство масел соответствуют стандартам для обоих двигателей.
В какой-то мере нужно выбирать тип масла: минеральное, полусинтетическое или синтетическое?
Почему в какой-то степени? Потому что, если стандарты требуют подходящей вязкости и класса масла, может оказаться, что ему соответствует только определенный тип, например, вы не купите минерал с вязкостью 5W-50. Если в автомобиле использовалось синтетическое масло, лучше продолжать использовать то же масло.
Заменить масло самостоятельно или в мастерской?
Если у вас есть опыт, то противопоказаний для самостоятельной замены масла практически нет. Настоятельно не советуем проводить подобные работы без знаний. Если инструменты подготовлены должным образом, то откручивание сливной пробки должно быть легким. В мастерской можно обойтись без снятия крышек и сливной пробки - механики воспользуются всасывающим насосом. Это хорошее решение, хотя оно требует внимания обслуживающего персонала, чтобы тщательно высосать масло. В мастерской стоит внимательно поинтересоваться параметрами (типом и маркой) заменяемых элементов. Также есть жалобы, что механики неправильно сливают масло, поэтому вы можете столкнуться с нечестным сотрудником.
Что делать с отработанным маслом?
Отработанное масло ядовито и может нанести большой вред окружающей среде! Выливать его (в канализацию или в почву) - преступление против себя и окружающих! Если вы выполнили операцию самостоятельно, вам следует обеспечить надлежащую утилизацию отходов. Отработанное масло будет бесплатно принято в пунктах выборочного сбора коммунальных отходов, расположенные в каждой коммуне. Масла могут быть смешанными, например, моторные масла различных классов или моторные и трансмиссионные масла.