Состав масла определяется содержанием базовых масел, не включающих присадок. В зависимости от разновидности моторного масла к ним прибавляются отдельные присадки. Важное значение имеет отличие в виде базового масла - минерального или синтетического. Минеральные имеют более высокую испаряемость, если имеют место одинаковые условияя эксплуатации и вязкость, различие в расходе станет заметным.
Чтобы мотор работал нормально, надо подобрать масло с соответствующей вязкостью, заданной автопроизводителем. В инструкции обычно указывается класс вязкости, рекомендованный для данного мотора. К примеру, в продукте вязкостью 10W-40 начальная цифра определяет низкотемпературные характеристики, масла, вторая - класс вязкости.
Показатели не связаны с толщиной масляной пленки, потому на нее влияет кроме вязкости, еще строение, качества молекул масла. Но есть тенденция, что при повышении вязкости толщина пленки увеличивается.
Но здесь следует учитывать момент: если изначально изготовитель указал класс вязкости 30, но во время работы мотор износился, в сервисе могут посоветовать перейти на 40-й класс. Из-за увеличения вязкости можно компенсировать зазоры, возникшие после износа. Надо помнить, что снижать вязкость от рекомендованной запрещено, так как это приведет к уменьшению толщины пленки и износу.
Огромное влияние на угар производят эксплуатационные характеристики масла, которые также определяют степень защиты мотора от вредных отложений, коррозии. Для вычисления эксплуатационных характеристик существуют классификации. Каждый изготовитель имеет собственные допуски, примеру, в Mercedes-Benz обозначены 228.1, 228.3 и 228.5. Эти допуски действительны для масляных жидкостей, используемых в дизельных моторах для коммерческого транспорта. Каждый из них подразумевает определенные эксплуатационные свойства. Также в них заложены растраты на угар.
Существуют требования к расходу на угар в классификациях масел АСЕА (Е4, Е6, Е7, Е9) и API (СН-4, CI-4, CJ-4). Чаще всего от допусков зависит промежуток замены масла. Принцип простой: чем выше является допуск, тем меньше растраты на угар масла и реже его приходится доливать. Потому ужесточаются требования к испаряемости масляной жидкости. На старых моторах можно применять масла с рекомендованными и более высокими допусками, они не на столь точном оборудовании, как сегодня.