Каким должно быть моторное масло?
Оно должно:
1. Тщательно очищать детали двигателя от нерастворимых загрязнений.
2. Обладать высокой термической стабильностью и устойчивостью к термическому окислению.
3. Быть совместимым с материалом уплотнительных элементов, не разрушать металлические части.
4. Создавать прочный масляный слой, предотвращающий абразивный износ контактных поверхностей. Часто для этого используются специальные добавки, например, дисульфид молибдена.
5. Долгое время сохранять свои первоначальные характеристики.
6. Иметь оптимальные вязкостные характеристики при любой температуре для обеспечения эффективной смазки контактирующих поверхностей при холодном пуске двигателя и предотвращения их износа в жару.
7. Не образовывать пену.
8. Обладать низкой летучестью, чтобы не загрязнять окружающую среду.
Состав моторных масел: чем они отличаются?
В зависимости от типа основы и соотношения различных присадок моторные смазочные масла принято делить на три типа:
- Минеральные.
Их получают перегонкой нефти с последующей селективной или кислотной очисткой масляных фракций. Эти масла чаще всего называют «минеральными». Для них характерна высокая вязкость. При нагревании они очень быстро испаряются. - Полусинтетические.
Их производят на основе минералов с применением специальных технологий. В полусинтетических больше добавок, чем в минеральных. Они подходят для эксплуатации в климатических зонах с теплой зимой и не слишком жарким летом. Они обладают рядом преимуществ перед минеральными, такими как:
1) Повышенная долговечность
2) Повышенная устойчивость к перепадам температур и КПД. - Синтетические.
Их получают из нефти путем органического синтеза. Благодаря особому составу и новой технологии производства они предотвращают образование отложений и обладают оптимальными вязкостными характеристиками в холодное время года, что обеспечивает надежную защиту силового агрегата в первые секунды запуска двигателя. Кроме того, они сохраняют свои первоначальные свойства даже под воздействием очень высоких температур, что делает их пригодными для эксплуатации в жаркую погоду.
Эта классификация самая распространенная, но довольно поверхностная и условная. Поэтому эксперты Американского института нефти (API) сознательно избегают употребления термина «полусинтетические» и делят все базовые масла на пять групп.
В первую группу входят масла, полученные путем селективной очистки и депарафинизации масла.
Во вторую группу входят высокоочищенные масла с пониженным содержанием парафинов и ароматических соединений, подвергшиеся гидрокрекингу.
В третью группу входят высоковязкие смазочные масла, полученные каталитическим гидрокрекингом.
Четвертая группа - масла на основе полиальфаолефинов.
Пятая группа охватывает все масла, не входящие в другие 4 группы. Их производят на основе сложных эфиров, гликолей и других веществ.
Современные продукты обычно включают комплектующие из нескольких групп.
Совет: для старых двигателей с большим пробегом синтетические масла определенно не подходят, особенно в тех случаях, когда до сих пор использовались минеральные масла. Во-первых - добавки, входящие в их состав, могут мешать работе двигателя, увеличивая нагрузку на двигатель и ускоряя износ его элементов.
Во-вторых, продукты, содержащие синтетические ингредиенты, имеют низкую вязкость и могут протекать через уплотнительные элементы или разрушать их.
С другой стороны, использование минеральных масел недопустимо для спортивных и мощных автомобилей, компоненты которых подвергаются чрезвычайно высоким нагрузкам: воздействие высоких температур может быть для них разрушительным.
Классификация масел по SAE.
Вязкость масла - одна из его важнейших характеристик, определяющая, подходит ли конкретный продукт для автомобиля в разные сезоны года.
По классификации SAE (Society of Automobile Engineers) все масла можно разделить на следующие категории:
Зима.
Они подходят для работы в холодную погоду, но не подходят для теплой погоды. Они обозначены следующим образом: буква W означает, что этот продукт можно использовать зимой. Число перед ним всегда кратно 5 и указывает, при какой минимальной температуре масло может эффективно защитить двигатель от износа при холодном пуске. Начальная точка - 35 °C, что соответствует классу 0. Следующий класс означает повышение температуры на 5 °C: продукт с маркировкой 5W сохраняет свои рабочие характеристики при -30 °C, 10W при -25 °C и так далее.
Лето.
Они обеспечивают своевременную смазку деталей и защищают их в жаркую погоду, но малоэффективны при низких температурах. В их маркировке также используются числа 20, 30, 40, 50 и 60. Они обозначают кинематическую вязкость при 100 °C, а не максимальную температуру окружающей среды, как ошибочно полагают многие.
Всесезонный.
Подходит для эксплуатации как в жаркое, так и в холодное время года. На их этикетке указывается возможность использования зимой, минимально допустимая температура и вязкость при максимальном нагреве: 5W-30, 10W-60. В настоящее время это самые распространенные масла.
Совет. Выгоднее всего использовать всесезонные масла, так как нет необходимости менять их дважды в год. Если машина эксплуатируется в городских условиях, с частыми остановками, если припаркована в неотапливаемом гараже или если вы живете в местности с морозными зимами, то выбирайте масла с маркировкой 0W или 5W. Для изношенных двигателей, в которых зазор между парами трения увеличен, лучше отдавать предпочтение смазкам с более высокой вязкостью.
Классификация масел по API.
Специалисты API разработали классификацию, предназначенную для дифференциации масел по их техническим характеристикам. Косвенно эта классификация позволяет оценивать смазочные масла, поскольку требования к последним разработкам намного выше, чем к более старым продуктам.
Все моторные масла согласно стандартам API можно разделить на две категории, которые в свою очередь делятся на несколько классов.
- S. Предназначен для бензиновых двигателей. Сегодня в большинстве стран разрешено использование 4 классов масла:
1) SJ. Рекомендовано для использования в двигателях, выпущенных до 2001 года.
2) SL. Подходит для силовых агрегатов выпуска до 2004 года. Принято многими производителями автомобилей как минимальный стандарт, необходимый для обслуживания автомобилей.
3) SM. Предназначен для двигателей выпуска до 2010 года. Они отличаются повышенной эффективностью при низких температурах, стойкостью к окислению и образованию шлама. Они сохраняют отличные эксплуатационные свойства на протяжении всего срока службы.
4) SN. Представлен в 2010 году. В настоящее время это масла, обеспечивающие максимальную защиту двигателя, а также его максимальную эффективность. Они помогают экономить топливо. Предотвращают преждевременный износ турбокомпрессора. Они не вызывают разрушения сальников.
- C. Используется в дизельных двигателях грузовых автомобилей. В настоящее время для двигателей разных лет выпуска используются следующие классы - CH, CI, CJ и CK. Цифра 4 после указанного класса показывает, что смазочное масло можно использовать в четырехтактных двигателях.
1) СН-4. Представлен в 1998 году. Подходит для двигателей, работающих на высококачественном топливе с относительным содержанием серы менее 0,5%.
2) CI-4. Представлен в 2002 году. Обеспечивает надежную защиту двигателя и элементов системы рециркуляции отработавших газов (EGR) от нагара и преждевременного износа. Некоторые смазочные масла этого класса могут иметь обозначение CI-4 PLUS.
3) CJ-4. Этот тип масла отличается повышенной температурной стабильностью, устойчивостью к окислению, имеют увеличенный срок службы.
4) СК. Предназначен для защиты двигателей, произведенных в 2017 году, но также может использоваться как альтернатива более ранним моделям.
Существуют универсальные смазочные масла, подходящие как для дизельных, так и для бензиновых двигателей. Они имеют двойную маркировку, например CH-4 / SJ.
Совет. Многие производители рекомендуют использовать моторные масла последних классов. И в большинстве случаев это оправдано: чем раньше был разработан продукт, тем он экономичнее, экологичнее и безопаснее. Но в старых автомобилях эта рекомендация не актуальна: устаревшая конструкция силового агрегата не позволяет оценить преимущества новинки, при этом цена ее существенно выше. Более подробную информацию о том, какое смазочное масло использовать для вашего автомобиля, можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Классификация масел по ACEA.
Снижение токсичности выхлопных газов и расхода топлива - одни из основных требований к современным смазочным материалам. Вот почему все чаще на упаковке масел можно встретить этикетку, свидетельствующую о том, что они соответствуют последним экологическим стандартам.
Согласно классификации, предложенной Ассоциацией европейских автопроизводителей (ACEA), все разрешенные масла можно разделить на следующие категории.
- A. Разработан для бензиновых двигателей. После буквы идет цифра, обозначающая уровень экологичности и вязкости при определенных условиях. В категории три класса: А1, А3 и А5. Цифры 1 и 5 показывают, что масло экономит топливо. В остальном аналогично классификации API: чем выше цифра, тем лучше производительность продукта.
B. В эту категорию входят смазочные материалы для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей. Также они делятся на классы: В1 и В5 экономят топливо, а В3 и В4 - обычные.
E. Продукция, обозначенная этой буквой, предназначена для тяжелых дизельных грузовиков и спецтехники. Экономию топлива обеспечивают масла с маркировкой E1, остальные - стандартные.
Экономия топлива - это параметр, который специалисты API также решили учесть при введении нового обозначения - EC (Energy Conserving).
Эти масла характеризуются пониженной вязкостью с экстремальным повышением температуры, благодаря чему они обеспечивают легкое и свободное движение движущихся частей, снижая расход топлива. Это уменьшает толщину масляного слоя, что особенно опасно для старых двигателей с большим пробегом, компоненты которых нуждаются в повышенной защите.
Насколько важны рекомендации производителя?
То, что хорошо для одних двигателей, может быть очень опасным для других. Вот почему производители автомобилей проводят собственные испытания смазочных материалов.
Если масло проходит испытания, в его маркировке появляется соответствующая отметка, например BMW Longlife-98. Это означает, что масло можно использовать в автомобилях этой марки, выпущенных в 1998 году и позже, для которых предусмотрены увеличенные межсервисные интервалы.
Совет. Всегда старайтесь использовать масло, рекомендованное производителями, и не экспериментируйте с вязкими свойствами. Это опасно: в некоторых двигателях есть маслопроводы с небольшим поперечным сечением, что позволяет использовать только маловязкие смазочные масла. При игнорировании этих рекомендаций неизбежен ускоренный износ силового агрегата. В то же время некоторые производители, например BMW Group и Daimler AG, учитывая конструктивные особенности двигателей, категорически не рекомендуют использовать высоковязкие смазочные масла для своих автомобилей.
Что общего у масел разных классов?
Несмотря на разные принципы дифференциации типов масел, классификации тесно связаны. Например, если смазочное масло обозначено как SH в соответствии с API, оно не может принадлежать классам A1 или A5 в соответствии с ACEA, поскольку соответствующие требования к эффективности использования топлива появятся позже, с появлением класса SJ. Если на этикетке обозначено А5, то это масло по классификации API не ниже SJ, то есть увеличены интервалы замены.
Смазочные материалы, обеспечивающие топливную эффективность, обозначенные как A1, A5, B1 и B5, обычно имеют высокотемпературную вязкость 30 или ниже. То есть масла с вязкостью 40 относятся к классам A2, A3, B2, B3, B4 и не обеспечивают топливную экономичность.
Вывод.
Выбирая смазочные масла для двигателя, в первую очередь руководствуйтесь рекомендациями производителя транспортного средства, а не ориентируйтесь на цену или репутацию компании-производителя. Обязательно учитывайте условия эксплуатации автомобиля, свой стиль вождения, а также другие индивидуальные параметры: это единственный правильный способ подобрать подходящее моторное масло для своего автомобиля.