Дизельные судовые двигатели классифицируются по скорости (медленная, средняя и высокая), обладают высоким КПД и способны сжигать топливо низкого качества. Однако большая проблема заключается в том, чтобы обеспечить правильную смазку привода. Масла для судовых двигателей должны защищать двигательную установку не только от заклинивания, коррозии и тепловыделения, но также удалять загрязнения и нейтрализовать продукты сгорания топлива.
До сих пор не разработано единой системы классификации смазочных материалов для судового транспорта. Такая ситуация является следствием большого разнообразия судовых двигателей с точки зрения конструкции, параметров и их назначения. Судовые масла обычно основаны на одноосных маслах SAE 30/40/50 и обогащены детергентами, диспергаторами, антиоксидантами, ингибиторами коррозии и агентами против ускоренного износа.
Масла для тихоходных судовых двигателей
Суда торгового флота чаще всего оснащаются тихоходными двигателями, которые имеют низкую потребность в топливе, экономичны и обеспечивают прямую передачу движущей силы на гребной винт. Из-за характерной конструкции и большого размера крейцкопфных двигателей их работа должна поддерживаться дополнительными установками, включая специальную систему смазки отдельно для цилиндров и картера. Поэтому в тихоходных судовых двигателях используются масла двух типов: системные (SO) масла, и цилиндровые.
Судовые масла для среднеоборотных двигателей
Меньшие, но более быстрые дизельные двигатели, наиболее распространены на пассажирских и рыболовных судах. В этих двигателях используется один тип масла - TPEO или Trunk Piston Engine Oil, которое смазывает все движущиеся части привода, включая концевые подшипники, распределительный вал и клапанный механизм. Гильзы цилиндров частично смазываются разбрызгивателем, а частично - маслом из циркуляционной системы. В современных ангидридных двигателях мы можем найти гильзы цилиндров с улучшенной конструкцией, что значительно снижает расход моторного масла.