С помощью лебедки автомобиль можно вытащить из проблемного участка на дороге даже, казалось бы, в безнадежной ситуации. И наиболее востребованными являются электрические автомобильные лебедки.
Как только разговор заходит о лебедках, сразу на ум приходит забавная история о бороне Мюнхгаузене, который сам себя и коня вытащил за волосы из болота. Т.е. современная лебедка – это некая сильная рука барона Мюнхгаузена, которая в состоянии вытянуть железного коня из грязи. Только вот освобождение из грязи происходит не при помощи мускульной силы, а посредством электрического привода лебедки.
Устройство электрической автомобильной лебедки
Приводом электрической лебедки выступает электрический двигатель, который питается от аккумуляторной батареи. Но у электродвигателя не хватит сил, чтобы просто сдвинуть автомобиль с места, а не то, что вытащить его. Для того чтобы усилить тяговое усилие двигатель соединен с редуктором.
Именно благодаря редуктору сравнительно небольшой крутящий момент вала электродвигателя превращается в большой крутящий момент на валу барабана лебедки. Срабатывает принцип – меньше скорость вращения – больше крутящий момент и соответственно тяговое усилие.
Следующий ключевой элемент конструкции электрической автомобильной лебедки – барабан, на который намотан трос (стальной или синтетический). Управление работы электрической лебедки происходит при помощи блока управления работающего на реле. Кроме этого имеется механический тормоз. Некоторые электрические лебедки для автомобилей оснащаются механической муфтой для включения тягового усилия. Определенные модели электрических лебедок имеют дистанционное управление.
Все узлы электрической лебедки смонтированы на жесткой металлической раме, которая крепится в передней части автомобиля стационарно. Хотя существуют модели съемных лебедок.
Достоинства и недостатки электрических автомобильных лебедок
Нередко попав в западню на дороге, будь то грязь, снег или огромная лужа, двигатель автомобиля не может продолжать работать. Это может происходить по разным причинам. Например, двигатель перегрелся, работая с максимальным усилием. Либо выхлопная труба оказывается под слоем грязи, снега или под водой. Да мало ли может быть причин, по которым двигатель глохнет.
Но электрические автомобильные лебедки не зависят от работы двигателя. Им нужен работающий аккумулятор. И мощности аккумулятора вполне хватает, чтобы вытащить автомобиль.
Но следует иметь в виду, что электрическая лебедка потребляет много электроэнергии, поэтому работать длительное время от аккумулятора она не может. Но обычно хватает 10-15 минут работы лебедки, чтобы вытянуть автомобиль. Если этого не произошло, дальше, без подзарядки аккумулятора, выполнять операции крайне опасно, чтобы не посадить окончательно аккумуляторную батарею.
Очень часто любители экстремальной езды специально устанавливают под работу с лебедкой аккумуляторы с увеличенной мощностью или используют дополнительные аккумуляторы.
Преимущество дистанционного электрического управления в большей безопасности процесса вытягивания автомобиля. Дело в том, что трос испытывает серьезные нагрузки в процессе работы и есть опасность, что трос может сорвать или он может лопнуть (хотя такое редко случается). Поэтому в этих ситуациях, особенно если лебедка начинает работать при критических нагрузках, лучше находиться подальше от троса.
Как и у любых силовых устройств с электрическими двигателями, во время работы может возникать эффект перегрева двигателя. А это может приводить к замыканию обмоток и прочим малоприятным вещам. Поэтому в самых сложных ситуациях вытягивание автомобиля нужно проводить поэтапно, давая электродвигателю охлаждаться.
Электрические автомобильные лебедки могут иметь различную мощность, подбирать которую следует в зависимости от веса автомобиля. Тяговое усилие лебедки должно быть минимум в 1,5 раза больше, чем вес автомобиля.