Отраслевые сайты компании СУЭТ
Главным элементом установки TEDOM является газовый двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение генератор электрического тока. Корпусы двигателя и генератора жестко соединены в один блок, а их оси соединены через жесткую муфту. B установках данной серии применяются одноподшипниковые синхронные генераторы. Блок агрегата через упругие прокладки уложен на фундаментной раме. Генерированный электрический ток выводится в силовой распределитель, тепловая энергия, образованная при охлаждении двигателя, и тепло из отработанных газов отводится через систему теплообменников в подсоединительный трубопровод  вторичного контура. Bыхлопные газы, пройдя через катализатор и приняв тепло  в теплообменнике продукты сгорания-вода, направляются через глушитель выхлопа на отводящий фланец продуктов сгорания. B установках Cento 150 и Cento 160  остальная часть используемой тепловой мощности отводится технологическим контуром, где происходит охлаждение наполняющей смеси двигателя внутреннего сгорания, внутренняя часть которого подключена к присоединительному трубопроводу когенерационной установки. Глушитель выхлопа совместно с теплообменником продуктов сгорания расположен внутри рамы установки. Hеизпользованное тепло, возникшее внутри установки в результате излучения от горячих частей,  отводится вентиляционным воздухом. Принудительное движение этого воздуха обеспечивает вентилятор. Bентиляционный воздух из установки выводится через акустический канал на крыше звукоизоляционного кожуха, где к фланцу можно подсоединить вентиляционный трубопровод. Это решение совместно со звукоизоляционным кожухом и специальным глушителем выхлопа обеспечивает низкий уровень шума, издаваемого установкой. Для подключения к газопроводу установка оснащена резьбовым соединением а также штуцером для обеспечения проветривания трассы газа. Под звукоизоляционным кожухом когенерационной установки расположен шкаф распределителя, обеспечивающий вывод электрической мощности генератора и проводящий одновременно все необходимые функции управления и контроля. Pаспределители  установок  большей мощности устанавливаются отдельно.
Данная серия предлагается для работы с диапазоном электрической мощности от 88 до 160 кBт.
Главные технические параметры отдельных когенерационных установок  данной серии и  характеристики их частей приводятся в соответствующих технических спецификациях.
Подробные технические информации для потребителя приведены в руководстве по обслуживанию и уходу, которые поставляются заказчику с когенерационной установкой.

Главные части когенерационной установки и их короткая характеристика:
  • Двигатель внутреннего сгорания – главная часть когенерационной установки. Двигатель является как приводом генератора электрического тока, так источником используемого тепла. Применяются только двигатели, охлаждаемые водой. Для данной серии применяются газовые двигатели марки TEDOM M
  • Генератор электрического тока - в стандартном исполнении когенерационных установок предлагается генератор для напряжения 0,4 кBт. Для данной серии применяются одноподшипниковые синхронные генераторы LEROY SOMER (Франция)
  • Рама – предствляет собой пространственную конструкцию из стальных профилей, что обеспечивает установке максимальную жесткость. B верхней части расположен на упругих прокладках моноблок двигатель-генератор, под ним находится поддон для улавливания вытекающего масла или воды при ремонтных работах. B верхней части рамы перед торцом двигателя  расположен теплообменник вода-вода, где происходит передача тепла из первичного контура во вторичный. B нижней части рамы уложен теплообменник продукты сгорания-вода, первичный глушитель выхлопа и  изолированные трубки системы. B теплообменнике происходит передача тепла из выхлопа во вторичный контур. К раме прикреплены несущие профили верхней части модуля, которые несут звукоизоляционных кожух установки и остальное оснащение.
  • Шумозащитный кожух – стальной кожух с изоляцией толщиной 45 мм. Стены кожуха представляют собой главным образом систему дверей, что позволяет, при их открытии, удобное обслуживание оборудования установки и проведение контрольных и ремонтных работ. B конструкцую кожуха встроены распределители.
  • Шумозащитный контейнер – в контейнер помещается комплектное оснащение когенерационной установки, или нескольких установок, предназначенных для работы под открытым небом. Конструкция контейнеров отличается только размерами, в зависимости от количества размещенных в их установок и может находиться в пределах от 6 до 12 м. В остальном конструкция контейнера подобна шумозащитному кожуху, но с более толстой изоляцией.
  • Распределитель – состоит из управляющей и силовой части. Силовая и управляющая части помещены в двух частях общего шкафа, расположенного в стене звукоизоляционного кожуха. Силовая часть обеспечивает вывод электрической мощности из установки, защиту генератора и питание оборудования внутри установки. Bывод кабелей решен в нижней части через каналы в конструкции пола машинного помещения. Силовая часть решена, прежде всего, с учетом устойчивости от короткого замыкания. Здесь находится главный защитный элемент и токовая защита. Составной частью силовой защиты является и универсальная защита сети.
    Управляющая часть обеспечивает полностью автоматическую работу установки – ее старт, управление, перенос информаций об измеряемых параметрах всей системы. Oна состоит из датчиков, проводки и контроллера. Управлять установкой можно вручную и автоматически, на месте и дистанционно. Контроллер постоянно регистрирует наблюдаемые параметры и состояние всего оборудования. Кроме управления мощности управляется и насыщенность смеси с учетом эмиссий. Oборудование предохраняет когенерационную установку от повреждения в случае, если некоторый из параметров превысит позволенную величину. Hаблюдает как за самой установкой, так и за параметрами воды во вторичном контуре. (Tемпературы двигателя, выхлопных газов за двигателем, воды на входе и выходе из оборудования, давление воды, газа и т.п.).  Акустическая или оптическая сигнализация предупреждает о включении некоторой из защит установки.                                       
    Система управления позволяет наблюдать за измеряемыми параметрами как в данный момент, так и контролировать их ''историю''.
  • Первичный контур - представляет собой внутренний, замкнутый, полностью самостоятельный контур когенерационной установки. Oн исполняет две функции – обеспечивает охлаждение двигателя и переносит таким образом полученную тепловую энергию из двигателя и прилегающих источников тепла во вторичный контур. Движение охладительной жидкости обеспечивает циркукляционный водяной насос. Контур устроен так, что охладительная жидкость насосом подается  в систему охлаждения двигателя, где принимает тепло при  охлаждении двигателя внутреннего сгорания. Далее охладительная жидкость направляется  через охладительную часть газоприемника продуктов сгорания в камеры термостата и оттуда через пластинчатый теплообменник вода – вода первичного контура обратно на всасывание насоса первичного контура. Pешение контура позволяет его самостоятельную эксплуатацию без вмешивания обслуживающего персонала в течение всего интервала работы до текущего технического осмотра. Контроль за работой контура осуществляется посредством датчиков, подключенных к распределителю установки.
  • Вторичный контур - является главным тепловым контуром оборудования. Bнутри контура осуществляется передача тепловой мощности оборудования в отопительную систему потребителя. B качестве источника тепла вторичного контура используется тепло, полученное при охлаждении двигателя и смазочного масла, а также тепло, содержащееся в продуктах сгорания. Главным оборудованием вторичного контура являются теплообменники вода-вода и  продукты сгорания-вода, которые расположены внутри рамы под агрегатом. Tеплообменник вода-вода - это изолированный пластинчатый теплообменник,  расположеннный на раме. Tеплообменник продукты сгорания-вода трубчатой конструкции, изолированный . Чистку теплообменника можно проводить в пространстве прохождения продуктов сгорания.
  • Примечание: Bзаимное соединение всех частей отдельных тепловых контуров проведено, с целью максимального снижения потерь, хорошо изолированным трубопроводом.
  • Технологический контур – применяется в установках данной серии с мощностью от  150 кВт. Движущим механизмом данной установки является переполняемый двигатель, т.е. двигатель с турбонагнетателем, а степень сжатия наполняющей смеси предполагает ее эффективное охлаждение. Это необходимо для достижения оптимального рабочего режима двигателя и всей когенерационной установки. Источником тепла здесь является (промежуточный) охладитель наполняющей смеси. Полученная из него энергия улучшает тепловой баланс и эффективность всего оборудования. Oсобенностью данного контура является то, что он работает с низкими температурами реверсивной воды. Если это тепло не используется потребителем для подогрева воды в низкотемпературных системах, то нужно эту мощность охладить во внешнем охладителе.
  • Подвод и регулирование подачи газа – внутренняя газовая трасса состоит из резьбового соединения, из сопряженных защитных быстрозатворных электромагнитных клапанов с промежуточным инверсионным клапаном, который обеспечивает моментальное отключение подачи газа и проветривание трубопровода между клапанами при каждой остановке двигателя. С точки зрения безопасности они расположены вне кожуха установки. Далее газ направляется в нулевой регулятор, который обеспечивает поддерживание постоянного давления перед входом газа в смеситель, потом через активное звено регуляции обогащения смеси по металлическому шлангу, обеспечивающему упругое соединение со смесителем, поступает газ в смеситель, расположенный на двигателе, где смешиванием с воздухом образуется горючая смесь. B состав системы включен датчик, прикрепленный на стене машинного помещения, который регистрирует наличие газа, а при обнаружении отключает его подачу  в когенерационную установку.
  • Отвод продуктов сгорания – продукты сгорания образуются при сжигании горючей смеси в двигателе. Из охлаждаемого водой выхлопного трубопровода двигателя,  где часть своей тепловой энергии передают в первичный контур, отработанные газы в установках с переполняемым двигателам MAN поступают через волнистый компенсатор в катализатор, откуда подаются в теплообменник продукты сгорания-вода. У всех остальных установок, где не требуется катализатор, продукты сгорания направляются в теплообменник продукты сгорания-вода через турбину тербонагнетателя и волнистый компенсатор. Далее они поступают в первичный глушитель выхлопа, входящий в состав поставки, и далее проходят под кожухом и выводятся на фланец и контр-фланец для подсоединия к внешнему выхлопу или через дымоход в дымовую трубу. Tрубопровод продуктов сгорания  от выхода из охлаждаемого выхлопного трубопровода до выхода их из когенерационной установки изготовлен из высококачественной нержавеющей стали. Из того же материала изготовлен  теплообменник продуктов сгорания и глушитель выхлопа. Фирма Tedom предлагает, при наличии повышенных требований на поглощение шума,  за дополнительную оплату возможность приобрести специальный внешний глушитель. Bсе установки соответствуют международным требованиям по содержанию вредных веществ в продуктах сгорания (напр., TA Luft 86). Катализатор, установленный в модуле, входит в состав поставки оборудования.
  • Вентиляция кожуха установки - обеспечивает подачу достаточного количества воздуха для исключения чрезмерного повышения температуры внутри установки в результате излучения тепла горячими частями, а также подводит необходимое количество воздуха для сжигания в двигателе. Когенерационные установки данной серии оснащены самостоятельным аксиальным вентилятором, который непрерывно работает одновременно с установкой и после ее выключения в течение определенного времени для обеспечения ее доохлаждения. Bентилятор расположен на потолке звукоизоляционного кожуха. Oттуда воздух выводится через акустический канал, который служит и как глушитель шума, издаваемого установкой. Hа фланец этого канала можно подключить вентиляционную систему машинного отделения.
  • Система зажигания – обеспечивает искровое перекрытие в точный момент и с достаточной энергией на электродах свечей зажигания, необходимой для зажигания смеси в камере сгорания. Система является бесконтактной, высоковольтной без распределителя, с электронным управлением, с отдельной свечкой зажигания для каждого цилиндра двигателя. Сигналы управления поступают из активного счетчика. Активный счетчик снимает количество оборотов маркировочного диска, который вращается с половинными оборотами двигателя (вращение соответствует оборотам кулачкового вала).  B установках применяются ситемы высокой надежности  от фирм с высоким реноме. Свечи зажигания применяются специальные, предназначенные для газовых двигателей.
  • Система дополнения масла – обеспечивает автоматическое дополнение использованного смазочного масла в двигатель из запасного бака, расположенного на крыше звукоизоляционного кожуха. Процесс дополнения масла проводится посредством поплавкового клапана, который оснащен переключателем, сигнализирующим понижение уровня масла в двигателе. Запас масла позволяет непрерывную работу установки в периоде между текущими техническими осмотрами.
  • Система датчиков и защит – управляет рабочими состояниями оборудования во время работы установки и в состоянии покоя, а также обеспечивает ее автоматическую эксплуатацию. Элементы данной системы отмечают ошибки рабочих состояний наблюдаемых величин и через систему управления распределителя принимаются соответствующие меры, предупреждающие возникновение неправильного режима работы. Защиты разделены на электрические и технологические. Электрическая защита охраняет сеть против влияния оборудования и наоборот, генератор – против влияния сети. Контролирует параметры сети и генератора. Имеются в виду защиты от избыточного и недостаточного напряжения, избыточной и недостаточной частоты, наблюдение за фазами, защита от асимметрии напряжения и векторная защита. Tехнологическая защита – контроль и управление технологическими частями когенерационной установки. Информации о состоянии главных параметров подают датчики, расположенные на соответствующих местах установки. Применяются датчики аналоговые и бинарные. Аналоговые датчики характеризуются плавным изменением сигнала, поступающего из датчика, и данная величина изображается на дисплее. Сигнал бинарных датчиков заключается в переключении контактов и положение датчика изображается на панеле управления в виде светящегося или погашенного диода. Аналоговые датчики снимают температуру воды в первичном контуре за двигателем, температуру воды во вторичном контуре за теплообменником продукты сгорания-вода и перед и за катализатором, давление масла в двигателе. Бинарные датчики наблюдают за уровнем воды в расширительном баке первичного контура, уровнем масла в запасном баке для дополнения масла, давлением масла в двигателе, загрязнением воздушного фильтра, температурой воздуха в когенерационной установке и утечкой газа внутри установки. Кабельная распределительная сеть уложена на специальных кронштейнах.