Отраслевые сайты компании СУЭТ
01/28/2008

Чтобы не платить штрафы «Газпрому»

 

«Газпром» стал узником долгосрочных договоров на поставку газа, которые были заключены им с генерирующими компаниями РАО «ЕЭС России». Согласно документу, для ТГК и ОГК устанавливаются лимиты по потреблению голубого топлива, а за излишки его они обязаны заплатить немалые штрафы. Поэтому даже сильные морозы января не заставили энергетиков увеличить долю газа в структуре своего баланса, и генкомпании перешли на резервное топливо - мазут. По оценкам энергетиков, жечь это дорогостоящее топливо дешевле, чем платить штраф газовикам. Аналитики прогнозируют значительное снижение рентабельности ОГК и ТГК в связи с таким перераспределением топливной составляющей.

 

С начала года генерирующие компании энергохолдинга, несмотря на полученную возможность сжигать столько газа, сколько могут, не спешат воспользоваться подобным благом. Цена на сверхлимитный газ установлена на таком уровне, что становится выгоднее работать на угле, признались РБК daily в ОГК-4. «Это касается станций ОГК-4, которые потребляют газ «Газпрома», при этом часть их мощностей может быть переведена на использование угля - Смоленской, Шатурской и Яйвинской ГРЭС», - уточнил собеседник. Кроме того, по его словам, невыгодным сжигание сверхлимитного газа делают условия его отбора, штрафные санкции за невыборку или перебор. В ОГК-4 пояснили, что лимитный газ станции генкомпании выбирают в полном объеме. А часть потребностей в дополнительных объемах газа закрывается независимыми производителями.

 

Аналогичная ситуация и в других генкомпаниях. Так, в ТГК-6 РБК daily сказали, что сверхлимитный газ вовсе не потребляется станциями компании. Как отмечается в официальном сообщении ТГК-6, в связи с увеличением электропотребления в условиях низких температур ТЭЦ были вынуждены увеличить расход топлива. Для выработки необходимого количества тепловой и электрической энергии тепловыми электростанциями ТГК-6 наряду с природным газом были использованы резервные запасы топлива. «За первые девять дней 2008 го­да доля газа в структуре топливного баланса ТГК-6 составила 78,6%, мазута - 15,8%, угля - 5,6%», - говорится в сообщении.

 

Между тем в прошлом году структура топливного баланса ТГК-6 была совершенно иной. Так, в июле, по оценкам ИК «Финам», около 93% в топливном балансе генкомпании занимал газ и лишь 5% - уголь. Это связано с тем, что большинство ее ТЭЦ расположены в крупных городах, где использование угольного топлива недопустимо по экологическим соображениям.

 

В 2006 году ТГК-6 получила чистый убыток в размере 530,3 млн руб. Тогда эксперты «КИТ Финанса» объясняли ситуацию тем, что станции из-за ограничений «Газпрома» были вынуждены перейти с газа на мазут. Тогда его доля в топливном балансе ТГК-6 по итогам года составила 5,34%, что является достаточно высоким показателем для тепловых станций, говорилось в инвестиционном отчете в апреле прошлого года.

 

В других ОГК и ТГК ситуация аналогичная - энергетики готовы жечь более дорогие мазут и уголь, лишь бы не перебирать газ. Причина такого поведения проста. В конце прошлого года все генкомпании заключили пятилетние договора с «Межрегионгазом» (100-процентная «дочка» «Газпрома»), о которых так ратовал энергохолдинг. Но договор поставил генкомпании в невыгодные условия из-за «драконовских» штрафов за отклонения в потреблении.

 

Так, при перерасходе газа свыше максимального суточного объема «Газпром» оставляет за собой право ограничить энергетиков в течение месяца до оговоренного объема потребления. Кроме того, при перерасходе газа без предварительного согласования с газовиками энергетикам грозят нешуточные штрафы. Так, если энергостанции сожгли газа больше с 15 апреля по 15 сентября, то к генкомпании применяются штрафные коэффициенты в размере 1,5 к стоимости топлива. Более жесткие санкции ждут ОГК и ТГК, если они потребят больше газа в зимний период (с 16 сентября по 14 апреля), что особенно актуально. Тогда генкомпаниям придется заплатить три цены.

 

В договоре подчеркивается, что предупредить «Газ­пром» об изменении объемов потребления газа ОГК и ТГК должны за четыре месяца. А если энергетики по разным обстоятельствам задержат платежи за топливо (два и более периода платежа подряд), то поставщик имеет право в одностороннем порядке принять решение полностью прекратить поставки газа.

 

«Мы подсчитали, что выгоднее, жечь мазут или платить штраф, и арифметика оказалась простой: даже дорогой мазут оказывается дешевле, чем штрафной газ», - сказал РБК daily топ-менеджер одной из генкомпаний. По его словам, такая ситуация не устраивает даже газовщиков, которые готовы увеличить объемы газа даже без штрафов. «Но мы все равно не берем - договор есть договор, и пока не будет подписано дополнительное соглашение, штрафы нам будут угрожать в любом случае», - добавил собеседник.

 

Впрочем, в «Межрегионгазе» РБК daily заверили, что потребление оговоренного лимитного объема газа выгодно для компании. «Нам невыгодно ни сверхпотребление, ни недобор, так как в таком случае нам нужно будет изменять добычу на месторождениях», - сказала представитель компании Мария Фролова. Но, по ее словам, некоторые ОГК и ТГК перебирают обо­значенный лимит и им выставляются штрафы.

 

Аналитики полагают, что заключенный договор в итоге загнал в угол как одну, так и другую сторону. «Разумеется, рост доли дорогого мазута в топливном балансе негативно отразится на рентабельности генкомпаний», - полагает Александр Корнилов из Альфа-банка. По его словам, уголь уже сравнялся по стоимости с газом, так что вполне логично, что его использование дешевле сверхлимитного газа. Другое дело, что далеко не все станции имеют возможность сжигать уголь. А рост спроса на мазут сразу же ведет к росту его цены, в то время как такая ситуация не характерна для угля.

 

Дмитрий Терехов из ИГ «АнтантаПиоглобал» считает, что генкомпании смогут «отбить» свои расходы, поставляя электроэнергию на спотовый рынок по более высокой заявке или не производя «излишки». «Другой вопрос, что это в теории, а в жизни бывают всякие моменты, и если генерация слишком сильно зажата по газу, то малейшее отклонение - и они вылетают в минус. Так что схема эта слишком сурова для генерации и не оставляет люфта», - добавил он. Эксперты не исключают, что по итогам первых месяцев договоры могут быть пересмотрены в сторону уменьшения штрафных санкций.

 

РБК Daily